ЦДМШ им. Павликовской г.Чита

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Береснёва Римма Сергеевна
Преподаватель отделения
хорового дирижирования
Забайкальского техникума искусств
Заведующая хоровым отделением
ЦДМШ им. Б. Г. Павликовской

К вопросу реализации практического обучения студентов Забайкальского техникума искусств через применение нетрадиционных форм в системе дополнительного образования детей

Профессиональная подготовка специалиста хорового дела – задача многогранная, включающая в себя комплекс специальных дисциплин учебного плана. Ведущее место в ряде дисциплин специализации на отделении хорового дирижирования занимает практика. Роль практики в профессиональной подготовке будущего специалиста трудно переоценить, очень важна её степень влияния на учебно-воспитательный процесс, на формирование его результативности. Практика даёт возможность интенсифицировать учебный процесс, повышать уровень профессиональной мотивации, основанной на опыте педагогической работы и использовать получаемые знания, в связи с этим практическая деятельность повышает степень ответственности педагога – консультанта.

Практика в среднем учебном заведении строится на принципах комплексности и целостного характера деятельности, предполагающего интегрированный подход в развитии и формировании педагогических умений будущих преподавателей хоровых дисциплин. Практика преподавания является одной из профилирующих дисциплин учебного плана, и она определяет квалификацию выпускника как преподавателя специальных хоровых дисциплин, дирижёра, а также хормейстера академического хора. Многопрофильность  хоровой деятельности диктует  высокие требования к подготовке  специалистов хорового искусства.

В рамках данной статьи хочется осветить ряд нетрадиционных форм работы, которые автор реализовывает на практике преподавания хоровых дисциплин со студентами-практикантами.

Практика преподавания хоровых дисциплин проводится в активной форме у студентов отделения хорового дирижирования на III  и IV курсах и  в пассивной форме на II курсе. Учебная практика проводится на базе хорового отделения  МБОУ ДОД «Центральной детской музыкальной школы им. Б. Г. Павликовской».

Для большей активизации учебного процесса в практическую деятельность была введена внеклассная работа, которая помогает сохранить творческую связь между начальным звеном дополнительного предпрофессионального образования (музыкальная школа) и средним специальным (техникум искусств). Однако, изменения, происходящие на современном этапе развития образования, как в школах, так и в средних учебных заведениях предполагают совершенствование форм и методов обучения и воспитания. Поэтому нами были разработаны и введены новые формы работы по практике преподавания хоровых дисциплин. Как показывает практический опыт, внедрение нетрадиционных форм работы по хоровым дисциплинам формируют будущего специалиста, который должен быть активным в своей педагогической деятельности, инициативным, творческим, интеллигентным, профессионалом своего дела и любящим детей.

Одной из  таких форм взаимного сотрудничества на наш взгляд является мастер-класс[1] по технике дирижирования. Нами была использована данная форма работы для совершенствования мануальной техники дирижирования, так как  мастер-класс даёт возможность  в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию и саморазвитию студентов – практикантов с помощью использования различных способов, приемов и методик. От других форм  работы мастер-класс отличается тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение  и поиск творческого решения педагогической проблемы.

Мастер-класс по технике дирижирования проходит с активным участием преподавателей техникума искусств, которые имеют большой педагогический стаж и опыт работы, а участниками становятся дети хорового отделения музыкальной школы, причем  разных возрастных категорий.

До участия в мастер-классе преподаватель-консультант совместно со студентом-практикантом выбирают произведение по дирижированию для учащегося, при этом обязательно учитываются навыки и умения учащегося данного класса, и разучивают в процессе учебных занятий.

Применение такой формы работы, как для учащихся школы, так и для студентов-практикантов является необычной и достаточно интересной. Дети музыкальной школы получают новые впечатления, открывают новые грани собственного таланта и повышают самооценку в работе с преподавателя среднего звена. В тоже время для студентов-практикантов, которые присутствуют на данном мероприятии в качестве слушателей, такая форма даёт возможность задавать вопросы,  получать консультации, участвовать в обсуждении полученных результатов, предлагать для обсуждения собственные проблемы и высказывать свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Следующей формой нововведения в процесс практики преподавания хоровых дисциплин является конкурс по дирижированию среди учащихся хорового отделения. Целью проведения конкурса для детей музыкальной школы является стимулирование учебного процесса, выявление творческих, талантливых учащихся и создание условий для их самоутверждения. В то же время для студента-практиканта такая форма работы дает возможность внести вклад в воспитание, обучение и развитие талантливого учащегося.

Преподаватель-консультант вместе со студентами-практикантами проводят творческую работу по организации данного мероприятия. Они совместно разрабатывают и подготавливают положение по проведению конкурса. Самостоятельно распределяют учащихся хорового отделения на группы. Вместе с преподавателями хорового отделения школы выбирают обязательное произведение, как для младшей, так и для  старшей группы, учитывая знания и умения по каждому классу. В тоже время на учебных занятиях по практике преподавания хоровых дисциплин подготавливают вместе с преподавателем-консультантом  ученика к участию в данном конкурсе.

На конкурсе студентам-практикантам предоставляется возможность реализоваться в качестве членов жюри, председателем которого обязательно является преподаватель техникума искусств. Жюри конкурса разрабатывают критерии оценивания выступлений учащихся. Во время обсуждения результатов дирижирования учащегося студентам-практикантам дается возможность высказать своё мнение, определить положительные и отрицательные качества в дирижировании учащегося, которые в дальнейшем корректируются председателем жюри. Студенты I и II  курсов ДХО  являются зрителями данного мероприятия и принимают пассивное участие, избирая по-своему мнению лучшего учащегося на приз зрительских симпатий.

Более эффективной формой нововведения во внеклассную работу, на наш взгляд, является  совместный творческий проект хоровых отделений ЦДМШ и техникума искусств. Творческий проект одновременно включает в себя проведение мастер-класса по технике дирижирования с учащимися школы и конкурса на лучший показательный урок по практике преподавания хоровых дисциплин среди студентов-практикантов.  Студент-практикант в данном мероприятии выступает в качестве учителя – мастера, который должен представить собственную систему работы, учитывая знания и умения ученика данного класса.

Для проведения творческого проекта преподаватель-консультант вместе со студентом-практикантом подготавливают учащегося хорового отделения школы, выбрав яркое, красочное хоровое произведение для дирижирования и разучив его на учебных занятиях. Однако, студент-практикант должен ознакомиться со всеми произведениями, которые будут представлены в данном проекте, так как показательный урок будет проходить с тем учащимся школы, который будет определен жребием. Поэтому за определенное время до проведения данного мероприятия практикантам предоставляется весь перечень хоровых сочинений для самостоятельного изучения и самоподготовки.  Во время проведения конкурса студент- практикант должен определить и составить план работы, который станет результативным и достаточно эффективным. В процессе работы с учащимся студент-практикант должен выявить и проанализировать причины технических недостатков в дирижировании учащихся и найти способы их исправления с помощью замечаний и рекомендаций, используя методические приемы и упражнения. Прежде всего, показателем урока станет взаимный контакт с учащимися, с использованием индивидуального подхода.  В своем мастерстве студент-практикант должен проявить владение педагогическими технологиями, профессиональной терминологией, организаторскими качествами,  мастерством убеждения. В конечном итоге студент должен обобщить полученный результат и суметь дать оценку собственных достижений и неудач. В процессе проведения показательного урока одним студентом-практикантом, другие сокурсники должны наблюдать, анализировать, а также обобщать собственный опыт и других. В то же время учащийся школы должен уметь оперативно реагировать на замечания студента-практиканта, стараться исправить ошибки в процессе работы и проявить собственный интерес к показательному уроку.

Жюри на творческом проекте представляют преподаватели отделения хорового дирижирования техникума искусств и хорового отделения ЦДМШ (за исключением преподавателя-консультанта).  При  оценивании показательного урока студента-практиканта, учитываются следующие критерии: коммуникабельность в работе с учеником, владение грамотным, профессиональным языком в общении и в изложении собственных мыслей, проявления эмоциональной стороны и достижение желаемых результатов. Также в работу жюри входит выявление ярких талантливых учащихся с последующим их поощрением.

В перспективе планируется внедрить следующие формы внеклассной работы. Одной из таких форм будет конкурс по чтению хоровых партитур, который должен включать в себя следующие компоненты: концертное исполнение  хорового произведения на инструменте и чтение с листа представленной хоровой партитуры. Роль студента-практиканта в данном виде работы будет состоять в том, чтобы проявить инициативу и оказать помощь в разработке положения о проведении конкурса, определить произведения для чтения с листа и, прежде всего, подготовить ученика к участию в данном конкурсе. Также в процессе разработки находится и ещё одна форма – это хоровой ринг для младших классов, который должен быть представлен в игровой форме по знаниям хоровой терминологии. Со временем данные проекты будут реализованы в педагогической деятельности.

С каждым годом внеклассные мероприятия  модернизируются и совершенствуются. Сотрудничество начального звена со средним способствует профессиональному росту учащихся и студентов-практикантов, повышает уровень воспитания художественного вкуса, а также заинтересовывает детей и их родителей в предпрофессиональном выборе будущей профессии.

На сегодняшний день профессиональная практика является ведущим звеном всей системы подготовки будущего преподавателя. Именно педагогическая практика формирует студента как музыканта и дает осознание будущей профессии.

Список литературы:

  1. Хабибулина И. Г. К вопросу о педагогической практике в Казанском музыкальном колледже им. И. В. Аухадеева.// http://www.music-college.ru/left/publikaczii/.
  2. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности /Г.А.Русских  //Методист.– 2002. –  № 1. С. 38–40.
  3. Ведерникова Н.И. Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства" // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.ru/articles/515316/.
  4. Мастер-класс. Форма обучения взрослых.// http://nsportal.ru/shcola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/

[1] В педагогической литературе «мастер-класс»  характеризуется как «современная эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, расширение кругозора. Мастер-класс основан на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи».

 

 

You are here