ЦДМШ им. Павликовской г.Чита

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рачинская Л.И.
преподаватель МБОУ ДОД
"Центральная детская
музыкальная школа"
им. Б.Г.Павликовской,
г. Чита

Роль сольфеджио в формировании профессионального слуха юного музыканта

Развитие слуха - это самое важное.
Р. Шуман

Когда идёт речь о музыкальных способностях, о склонности ребёнка к занятиям музыкой, всегда возникает вопрос о наличии у него музыкального слуха. Музыкальный слух - это составная часть его музыкальных способностей. Дети, поступающие в музыкальную школу, в той или иной мере обладают музыкальным слухом. У кого-то он развит в большей степени, у кого-то в меньшей. В ходе обучения юного музыканта в ДМШ его слух будет совершенствоваться на всех предметах, однако, ведущую роль в этом процессе занимает сольфеджио, так как воспитание музыкального слуха - главная задача данного предмета. Н.А. Римский-Корсаков называл сольфеджио "гимнастикой слуха".
Вопросами изучения музыкального слуха занимались Римский-Корсаков Н.А., Майкопар С.М., Назайкинский Е.В., Теплов Б.М., Гарбузов Н.А., Медушевский В.В. и др.
Психологи и музыканты единодушны в том, что музыкальный слух имеет две стороны: созерцательную, пассивную и активную, действенную. Созерцательная сторона музыкального слуха - система простого отражения музыкального звучания. Это свойство слуха наиболее ярко проявляется у слушателей, любителей музыки. Для исполнителей наряду с этой особенностью важна и другая сторона слуха. "Музыканту нужен слух не только, чтобы полней и глубже постичь звуковой мир музыкального искусства, но и чтобы самому действовать в нём, согласуясь с его устройством и законами" [3,c.54], т.е. способность мысленно представить музыкальный образ, озвучить его и контролировать полученный результат. И это наиболее важная сторона слуховой деятельности музыканта и музыкального слуха вообще. Возможно, именно она и должна стать основой общей теории профессионального слуха и методики его воспитания. Ведь задачей рядовых детских музыкальных школ является не только подготовка грамотных слушателей, но и ориентирование наиболее одарённых учащихся на дальнейшее профессиональное образование.
Обратимся к понятию "музыкальный слух". Вот как определяет его "Музыкальный энциклопедический словарь": музыкальный слух "подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальных произведениях (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха)" [5,с.506]. Таким образом, для гармоничного развития профессионального слуха юного музыканта, на уроках сольфеджио необходимо уделять должное внимание развитию всех составляющих сторон музыкального слуха.
Три основных качества музыкального звука: высота, громкость и тембр, предполагают, что гармонично развитый слух имеет и развитые звуковысотную, динамическую и тембровую составляющую. Однако на раннем этапе обучения основой музыкального развития является звуковысотный слух. И это оправдано. Ведь развитие тембрового слуха, очень ценного для музыканта - профессионала, во многом зависит от слухового опыта, который ещё предстоит накопить, динамическая сторона слуха проще для восприятия. И поэтому педагоги-сольфеджисты детских музыкальных школ уделяют огромное внимание методам и формам совершенствования у своих учеников звуковысотного слуха.
М.В.Карасёва в статье "Сольфеджио - психотехника развития современного профессионального слуха", развитие музыкального слуха разделяет на три "ступени художественного проникновения в мир звуков":
Первая ступень становления музыкального слуха предполагает развитие умения хорошо читать нотный текст. На этом этапе происходит установление и закрепление в сознании учащихся связи между звуком и символом его выражения - нотным знаком.
Следующая ступень предполагает восприятие музыкального материала на более высоком уровне и состоит в совершенствовании способности слуха распознавать взаимосвязи между звуками, развивая слух ладовый, гармонический, мелодический, полифонический, внутренний и т.п.
И третья ступень - "это сфера ассоциативного, синтетического слышания музыки" [2,c.75], где проводятся параллели между звуковыми и физическими ощущениями (цвет, качество, тактильные ощущения вещества, его форма и т.д.). На сольфеджио, как правило, используются примеры такого рода: консонанс - мягкий, благозвучный, диссонанс - резкий, напряжённый; мажор - светлый, радостный, минор - тёмный, печальный и т.д. Такой словарь эмоционального восприятия музыкальных элементов учащихся необходимо постоянно расширять, в том числе и личными для детей эмоциональными реакциями, развивая и углубляя их. Это будет способствовать более красочному восприятию учащимися исполняемых произведений и более точной и интересной интерпретации.
На разных этапах обучения возможно доминирование одной из ступеней. В музыкальной школе второй этап самый продолжительный. И преподавателям сольфеджио необходимо совершенствовать у учащихся все стороны музыкального слуха, работая над развитием мелодического, гармонического, тембрового, внутреннего слуха систематично, а не время от времени.
Конечно, не только сольфеджио развивает слух музыканта. Уроки специальности также являются важным источником развития слуха. В зависимости от инструмента, на котором играет юный музыкант, его слух развивается тем или иным путём. Так, например, у скрипача, которому приходится постоянно слухом контролировать чистоту интонации, соответственно интенсивно развивается интонационный, мелодический слух. У пианистов, баянистов, аккордеонистов быстрее развивается слух гармонический, т.к. эти инструменты многоголосные, у ударников - ритмический слух и т.д.
Таким образом, на уроках сольфеджио, занимаясь с учащимися разных специальностей, преподаватель должен учитывать эту специфику и помочь ученикам восполнить то, чего они лишены при работе с инструментом.
Очень важным для музыканта любой специальности является развитие внутреннего слуха. Внутренний слух помогает "слышать" музыку читая нотный текст глазами, без использования инструмента. Мысленная работа с нотным текстом нового произведения, его предварительный анализ даёт очень хорошие результаты. Это отмечали многие крупнейшие педагоги. Римский-Корсаков считал внутренний слух высшей музыкальной способностью. Одним из наиболее эффективных средств для его развития является "слушание музыки с нотами в руках", - отмечает Мясоедова Н.С. [4,с.35].
Существует ещё один момент, на котором хотелось бы остановиться. Его можно выразить знакомой каждому педагогу истиной: научить невозможно, можно только научиться. Известно, что "половина существующей глухоты - следствие невнимания", поэтому развитие музыкального слуха - это в том числе развитие внимания учащихся, которое концентрируется при наличии интереса. Поэтому всё больше в настоящее время появляется учебных пособий для ДМШ, которые в увлекательной форме помогают решать вопросы развития слухового восприятия учащихся. В этом отношении хотелось бы отметить издания Лаборатории музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств: серия рабочих тетрадей для младших классов ДМШ "Если бы редактором был я…", "Учимся аранжировке", "Стихи на уроках сольфеджио" (Кильдьярова А.Г., 2003), "Весёлое сольфеджио" (Фёдорова Л.И., 2004), "Музыкальные диалоги и ролевые игры в классе сольфеджио" (Грошева Е.В.,2005) и др.
Проблема комплексного развития музыкального слуха учащихся ДМШ, одновременного развития всех основных сторон музыкального восприятия в процессе обучения представляет значительный исследовательский и практический интерес и может в дальнейшем разрабатываться как на уровне теории обучения, так и методики преподавания музыки.
Комплексно развитый слух помогает исполнителю наиболее точно донести до слушателя замысел композитора, проявляя при этом собственное "я".
Таким образом, сольфеджио как предмет, развивающий все стороны музыкального слуха, является одним из важнейшим для формирования исполнительского мастерства и художественного мышления юного музыканта.

Сноски и примечания:

1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - С. 86 - 96.
2. Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - С.67 - 86.
3. Логинова Л.Н. Сольфеджио в контексте исполнительского искусства // Воспитание музыкального слуха, вып.
4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - С.52 - 86. 4. Мясоедова Н.С. Музыкальные способности и педагогика. - М., 1997.
5. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

You are here