ЦДМШ им. Павликовской г.Чита

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Морогина Е.В.,
преподаватель МБОУ ДОД
"Центральная детская
музыкальная школа"
им. Б.Г.Павликовской,
г. Чита

Тенденции развития творческих способностей учащихся в курсе сольфеджио

Опыт работы в школе и наблюдения за детьми, показали, что творческие задания в процессе обучения играют огромную роль. Важно предоставить ребёнку возможность раскрыть свои задатки и развить творческие способности.
Предмет "Сольфеджио" является практической дисциплиной, где вырабатывается определённая система знаний и навыков. Наряду с традиционными разделами учебной работы (вокально-интонационная, сольфеджирование, музыкальный диктант, воспитание чувства метроритма, слуховой анализ) всё большее внимание уделяется развитию творческих навыков.
Творчество вызывает интерес к предмету, но сольфеджио, где большую роль играет музыкальная грамота, получило среди музыкантов славу дисциплины, отпугивающей учеников, слишком многое требует кропотливого труда - тренажа, который ребёнка часто утомляет. Поэтому за время обучения в школе многие учащиеся не раскрывают своих творческих возможностей и способностей, не умеют подбирать по слуху, музицировать, сочинять и импровизировать.
Не все дети обладают яркими музыкальными способностями. Один ученик, например, может плохо интонировать, но хорошо слышать, другой может плохо запоминать мелодию, зато идеально слышать аккорды, третий может хорошо фиксировать высоту нот, но ошибаться в ритме. В момент творческой работы ребёнок психологически раскрепощается, становится смелее, начинает аналитически мыслить. На уроке создаётся атмосфера творческой увлечённости, иногда даже соревнования, работа вызывает интерес, положительные эмоции- всё это способствует лучшему запоминанию материала, влияет на развитие музыкального слуха, памяти, воображения.
В творческий процесс должны быть вовлечены все ученики без исключения, не зависимо от уровня способностей. Творческие задания могут быть как классными, так и домашними. Работы обязательно проверяются. Задания на уроке лучше давать в игровой форме, это помогают создать на уроке атмосферу непринуждённости. Любое, даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную игру.
Самое главное вовремя похвалить ребёнка за удачную находку, слабые работы нужно оценивать осторожно и тактично, а если задание вызывает неуверенность - лучше вообще не настаивать на его выполнении. Важно организовать коллективное обсуждение результатов творчества.
Одним из главных факторов развития творческих способностей на уроках сольфеджио должна быть систематическая и целенаправленная работа, а результат не заставит себя ждать. Начать заниматься творчеством целесообразно как можно раньше. У детей младшего возраста очень богатое воображение, меньше развито чувство самокритичности и поэтому они охотно откликаются на любое задание, даже если их сочинение получается не совсем удачным. Для младшего школьника дело всегда интересней, чем любые разговоры о нём. Если начать работу по творчеству только в старших классах, то чаще можно встретить сопротивление из-за отсутствия определённых умений, а также потому, что в этом возрасте ребята могут уже критически оценивать свою работу.
На уроке сольфеджио творческая работа выстраивается в логическую систему упражнений, которые связаны с каждым разделом курса, служат закреплению теоретических знаний учащихся, умению читать с листа и писать диктант.
Творческие методы и приёмы помогают наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, а также повышают мотивацию и интерес к предмету. Знания, полученные на уроке, будут прочнее, если их грамотно применить на практике в творческих заданиях. В этом случае развивается самостоятельность мышления, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Творческие задания:
1.Нарисовать рисунок к песне или произведению, которое слушали на уроке.
2.Сочинение музыкальных ответов, допевание мелодии до тоники.
3.К записанной мелодии (диктант) сочинить и дописать самостоятельно каденцию.
4.Игра "Собери мелодию", составить мелодию из предлагаемых музыкальных фраз, выбрать вариант фразы.
5.Игра "Ритмическая мозаика", выбрать ритмический вариант стихов. Сочинить и записать свою мелодию.
6.Записать продолжение мелодии в ракоходном движении.
7.Сочинить мелодию, в которой используется секвенция.
8.Изменить ритмический рисунок данной мелодии в соответствии с указанным жанром и подобрать аккомпанемент к ней.
9. Сочинить свою мелодию и сделать жанровые вариации.
10.Сочинить или дописать второй голос к данной мелодии, используя различные типы движения голосов.
11.Сочинить канон на данные стихи.
12.Сочинить второе предложение квадратного периода.(1вариант - однотональное, 2 вариант - модулирующее)
13.Определить аккорды и сочинить к ним мелодию в заданном ритме.
14.К данной мелодии сочинить нижний голос, используя, где возможно, характерные интервалы и тритоны.
15.Подобрать аккомпанемент к отрывкам из произведений классической музыки, первоначально сделать анализ тонального плана.
16.Используя данное аккордовое сопровождение, сочинить и записать мелодию в характере русского романса. Подписать аккорды. Спеть с аккомпанементом.
17. Расшифровать гармонию, записанную с помощью джазовой цифровки. К данной мелодии сыграть аккомпанемент, в подходящей фактуре.
18.Запись диктанта с вариациями.
Всё, что слышит и знает ребёнок, должно находить практическое применение.
Б. Асафьев писал: "Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу, чем человек, только подражающий актам других".

You are here