ЦДМШ им. Павликовской г.Чита

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Школина М.С.,
преподаватель МБОУ ДОД
"Центральная детская
музыкальная школа"
им. Б.Г.Павликовской,
г. Чита

Использование учебно - интеллектуальных механизмов в процессе работы с детьми дошкольного возраста в классе фортепиано

Наряду с одной из важнейших задач обучить ребенка, поступившего в музыкальную школу, навыкам игры на музыкальном инструменте, перед педагогом стоит не менее ответственная задача вызвать интерес к занятиям музыкой, развить его индивидуальные творческие способности, так необходимые в современном мире, насыщенном новейшими технологиями. Настоящая работа направлена на рассмотрение особенностей педагогического общения с детьми дошкольного возраста. Данный возраст можно рассматривать как особо чувствительный, или сенситивный, к развитию способности ребенка изучать нечто новое, неизвестное. Этот период крайне благоприятен для начала эстетического воспитания ребенка, расширения и углубления знаний, приобщения его к миру искусства и культурному наследию. Каждый из возрастных периодов ребенка имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком, анализируя его психологию и поведение. Поэтому каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых форм, приемов и методов обучения и воспитания, дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Развитие детского интеллекта в дошкольном возрасте включает в себя усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. В соответствии с возрастными особенностями в процессе работы педагог может использовать ряд учебно-интеллектуальных механизмов: формирование ассоциаций, подражание, творчество.
Формирование ассоциаций.
Важной частью обучения различным видам музыкальной деятельности является прослушивание музыки. Тем более данный вид работы важен на начальном этапе обучения. Ребенок должен постепенно научиться слушать тембр звука, его силу (громкость), высоту, длительность. В этом могут помочь наглядно-образные представления в результате сравнения звуков, сопоставления их друг с другом, например, с использованием ряда ассоциаций (голоса птиц, животных). Путем сравнений с настроением человека можно освоить смену лада, с помощью подходящих движений - смену темпа и т.д. При прослушивании пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, покачиваться в такт, танцевать и т.д.). Подобные задания помогают в развитии координации движений, способствуют развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память.
Помимо того, можно попросить ребенка поделиться своими впечатлениями об услышанном произведении, описать характер музыки, сравнить с чем-либо. В качестве иллюстраций можно использовать не только пьесы таких известных композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, C. Майкапар и др., но и обращаться к произведениям современных авторов - О.Геталовой, И.Парфенова, М.Шмитц и др. Музыкальные примеры могут быть исполнены педагогом либо прослушаны в записи.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которыми любят заниматься дети, большое место занимает изобразительное искусство, в частности - детское рисование. В период ознакомления с каким-либо музыкальным произведением можно попросить ребенка нарисовать рисунок, который отображал бы те впечатления, которые он испытывает, прослушивая (или разучивая) данную музыку. Также свои впечатления от услышанного ученик может выразить путем подбора карточек определенного цвета.
В период дошкольного возраста у ребенка происходит развитие и использование речи как средства мышления, поэтому с помощью наводящих вопросов педагога, даже еще не зная терминов, ребенок вполне может своими словами определить характер звучания, выразить свои впечатления от услышанной музыки в форме простейшего рассказа, например, представив себе определенные персонажи. В процессе подобных прослушиваний у ребенка должны сформироваться вначале слуховые представления о средствах выразительности (будь то тембр, штрихи, динамические оттенки и т.д.), а затем, в дальнейшем, возникнуть зрительные образы, их обозначения на письме в процессе освоения музыкальной грамоты и тактильные ощущения во время освоения основных пианистических приемов.
Изучение нотной грамоты (запись нот, длительность, паузы, размер) желательно начинать с загадок и игр, стишков и попевок, что повышает интерес детей к занятиям, способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала. В процессе работы можно использовать цветные иллюстрации, наглядные пособия, нотные прописи, выполнять задания в форме игры с помощью карточек и т.д.
Подражание.
Одним из основных методов работы на уроке является показ. Педагог должен уметь показать ребенку необходимое движение, звук, темп и т.д., чтобы тот смог повторить и уяснить. Важным моментом является задача научить ребенка в какой-то степени, подражая, воспроизводить на инструменте определенные звучания (например, исполнить ряд протяжных звуков так, как мы смогли бы их спеть, или представить, как прыгает мяч во время исполнения звуков staccato и т.д.). Без подобных сравнений не обойтись в процессе освоения основных приемов звукоизвлечения, формирования правильных движений рук, образного представления музыкального материала. Также в качестве одной из форм работы можно использовать знакомство с другими музыкальными инструментами. Следует обратить внимание на то, как звучит тот или иной инструмент, как он выглядит, каким образом извлекается звук. Таким образом, ребенок может научиться слушать окраску звука (например, звонкий тембр флейты, певучее звучание скрипки и др.). Это поможет ему более точно слышать тембры различных инструментов, а также, впоследствии, воспроизводить разнообразное тембровое звучание регистров рояля, как бы подражая им.
Творчество.
Творческий процесс предполагает активные формы занятий с ребенком. Зачастую полезным бывает предложить ученику придумать самостоятельно слова к мелодии, движения под музыку и т.д. Развитию воображения также способствует применение в процессе занятий игровых приемов. Так, например, начальному освоению системы интервалов может послужить использование формы сказки, в сочинении которой ребенок может принять непосредственное участие, придумав свой сюжет, подобрав голоса для персонажей, подготовив иллюстрации и т.д. Данный вид деятельности может активизировать как слуховые, так и зрительные, тактильные ощущения ученика. Таким образом, педагог, который непосредственно работает с ребенком, обязан владеть необходимыми знаниями в области психологии личности ребенка, ориентироваться в возрастных особенностях детей. Это поможет правильно выстроить план работы с учеником, учитывая индивидуальные черты его характера, уровень его когнитивного развития в соответствии с возрастом (восприятие, внимание, память, мышление и т.д.), в максимальной степени расположить юного музыканта к занятиям, тем самым способствуя его музыкальному и эстетическому развитию.

Литература:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепианою - Москва, 1978.
2. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. - Москва,1986.
3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - М.: Музыка, 1969.
4. Иванова О. Музыкальный букварь для малышей. - Ростов-на-Дону, 2006.
5. Немов Р. Психология. - Москва, 2002.
6. Савшинский С.И. Детская фортепианная педагогика / Вопр. фортеп. пед. Сб. статей под общ. ред. В. Натансона,

You are here