ЦДМШ им. Павликовской г.Чита

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Тюрина Е.А.,
МБОУ ДОД «ЦДМШ
им. Б.Г. Павликовской», г. Чита

Роль и значение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и работа с родителями в связи с переходом да ДПОП

Любить детей — этого мало,
надо знать их, а этому надо учиться.

Проф. М.Н. Гернет

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение — это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса являются:

  • учет интересов ребенка;
  • добровольность посещаемости занятий;
  • индивидуальный подход к каждому;
  • учет психологических особенностей.

В музыкальных школах психологической службы нет, и всю нагрузку и ответственность берет на себя преподаватель. Указанная особенность определяет педагогическую направленность сопровождения образовательного процесса в школе на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: педагогов, администрации школы, родителей. В литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке» Так же можно заметить, что многие дети бросают музыкальную школу, проучившись 2-3 года. Сегодня в музыкальных школах случайных людей больше, чем когда-либо. Эти ученики изрядно отравляют жизнь и учителям, и родителям, сами же приобретают стойкое отвращение к музыке. Тогда как качество образования при переходе на ДПОП должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы каждый из нас — преподаватель, ученик, родитель — осознал новый уровень ответственности за результат своей работы. Ученик - обязан упорно, «по-настоящему» трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету.

Родитель — обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы — обязательное условие успешности обучения наших детей!

Роль преподавателя (помимо прямых обязанностей) в сопровождении ученика в развитии — внимательное наблюдение за воспитанником, фиксирование его достижений, помощь в преодолении трудностей примером и советом. Под психолого-педагогическим сопровождением мы будем понимать целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации с момента включения в школьную жизнь.

Специфика обучения в музыкальной школе предполагает ряд заранее спрогнозированных до календарных чисел выступлений учащихся: контрольные уроки, технические зачеты, академические концерты, экзамен, отчетные концерты, отборы к различным конкурсам и сами (всевозможные) конкурсы. Ряд запланированных выступлений, с одной стороны, мобилизуют, стимулируют учеников, но с другой стороны, зажимает учащихся в очень жесткие рамки. Задача преподавателя так организовать обучение, чтобы учащийся усваивал содержание, успешно и гармонично развивался, избегая состояние тревожности и стресса. Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети не боялись делать ошибки. Используя оценку для развития мотивационной сферы учащегося, нельзя допускать хронических неуспехов и неудач, чтобы не отбить интерес к учебе. Оценка должна использоваться таким образом, чтобы ребенок то выигрывал, то проигрывал. В случае проигрыша, то есть плохой оценки, необходимо подбодрить проигравшего, выразить уверенность, что в следующий раз у него наверняка все получится, и вместе с ним проанализировать его ошибки. Это также поможет ему адекватно воспринимать оценку учителя. Очень важно, чтобы ребенку нравилось быть учеником и его познавательный интерес возрастал.

Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с родителями. Без их помощи образовательный процесс малоэффективен. Родители должны ясно понимать сущность и смысл музыкального обучения Психологическое просвещение и информирование родителей проводится преимущественно в форме индивидуальных бесед, выступлений на родительских собраниях, и подготовкой рекомендаций, памяток. Возрождение достойного отношения к высокому музыкальному искусству, активно влияющему на развитие социально и профессионально значимых качеств личности, надо начинать с просвещения родителей. Важно отметить, что если современный ребёнок или подросток, обучаясь музыке, не проявляет при этом особой музыкальной одарённости и не готовится стать профессиональным музыкантом, то это вовсе не означает, что он мог бы с большей пользой проводить время, затрачиваемое им на занятия музыкой, которое не принесёт ему пользы в другой профессии. Так как, именно в познании динамики музыкального процесса, в умении уловить неповторимую суть музыкально-процессуального движения заключается концентрация и активное взаимодействие умственных и эмоциональных человеческих возможностей и способностей.

Рубеж 4-5 классов, характеризуется значительным снижением интереса к учебе в школе, к самому процессу обучения, отрицательным отношением к школе; нежеланием её посещать, выполнять какие либо требования. Но за снижением интереса к учебе лежат и другие причины, вызванные именно спецификой развития детей в этот период. У детей меняется взгляд на окружающий мир, они вырабатывают собственные взгляды, собственное мнение. Самооценка может быть либо стимулом, либо тормозом развития. Дети, не нашедшие подтверждения своим способностям к учению, уже навсегда теряют интерес к школе и учению вообще. Эмоциональный контакт с учеником, доброжелательное и дружелюбное отношение к нему как к личности, тактичность должны стать приоритетными в работе.

Особое значение психолого-педагогическое сопровождение приобретает в старших классах музыкальной школы. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы. Иными словами, в данный период ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.

В это же время начинается профориентационная работа с целью самоопределения. Задачами психолого-педагогического сопровождения становятся:

  • формирование интереса к «музыкальным» профессиям (педагога, концертмейстера, исполнителя);
  • личное и профессиональное самоопределение учащихся осуществляется на основе педагогических рекомендаций. В результате деликатной помощи педагогов учащийся учится соразмерять свои индивидуальные возможности и способности с тем или иным запросом.

В качестве основного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей в музыкальной школе мы выделяем личностно-ориентированный подход.

Применяя в нашей работе знания возрастной психологии, повышая уровень мотивации к обучению через родителей к детям, мы тем самым обеспечим положительный процесс протекания всей учебной деятельности.

 

You are here