ЦДМШ им. Павликовской г.Чита

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Котова Л.Г.
МБОУ ДОД «ЦДМШ», г. Читы

Методические принципы «Мифологического сольфеджио»

Сольфеджио – самый трудный предмет в музыкальной школе, так как освоение теоретических понятий обращено к логическому мышлению, которое в младшем школьном возрасте ещё не сформировано. И эти понятия для детей являются абстрактными.

Осознание элементов музыкального языка, должны быть усвоены в вокально – интонационных упражнениях и слуховом анализе, но именно эти формы работы часто превращаются для ребёнка в скучное и непонятное задание, поскольку они вычленены из музыкального целого и лишены для него смысла и выразительности. В соответствии с программой теоретические понятия вводятся поочерёдно на протяжении долгого периода. Например, тема «Тональность»: часть тональностей изучаются в первом классе, часть – во втором, часть – в третьем и т.д. То же самое касается интервалов и аккордов.

«Мифологическое сольфеджио» предлагает изучение каждой новой темы от целого к частному. Уже в первый урок по изучению интервалов дети знакомятся со всеми интервалами, как семьёй, во главе с мамой Октавой. Для изучения квинтового круга мажорных тональностей учащиеся попадают в город Тональностей, а с аккордами они встречаются в городе Аккордов.

Цель «Мифологического сольфеджио» - познать сложное через игру и сказочные образы. Темы представлены в целостном виде, т.е. изучаются во взаимосвязях составляющих её элементов. Образуется целый мир – Музыкальная страна, в которой есть свои города, герои, истории их жизни.

Город Аккордов

 

Город Клавиатура

 

Город Тональностей Город Интервалов

Главная задача - овладевать знаниями, умениями и навыками по принципу: «Мы играем, но серьёзно».

В основе «Мифологического сольфеджио» лежит образность каждого понятия. Все персонажи представляются живыми и действенными, а дети становятся участниками сказок. Причём, они не только живут в этой стране, но и могут повлиять на события, происходящие в ней.

Сюжет каждого урока строится в форме путешествия по Музыкальной стране. Отправляясь в тот или иной город определённым видом транспорта: самолётом, на шарах, на лошадке, на паровозе или просто пешком, дети получают возможность расслабиться и настроиться на какой-либо новый вид работы. Причём, каждый из перечисленных видов передвижения несёт в себе серьёзные обучающие задачи.

Несмотря на то, что уроки проходят в виде игры, дети должны чётко представлять себе, какие важные знания они получают и зачем им нужны те или иные упражнения.

В основе «Мифологического сольфеджио» лежат следующие методические принципы:

  1. Целостный образ средств музыкальной выразительности и их взаимоотношения: карта «Музыкальной страны» с её городами, озёрами, пустынями, история возникновения этой страны, иерархия.
  2. Сюжетность – создание уроков-сказок с каким-либо центральным событием, в котором должны участвовать дети. Каждое событие имеет нравственный посыл: кому-то помочь, кого-то выручить, т. е. сделать доброе дело, преодолев испытания и трудности.
  3. Принцип путешествия, движения, открытия чего-то незнакомого.
  4. Принцип «действуя – обучаюсь».
  5. Принцип развития воображения и творческой инициативы.

Сказочное сольфеджио активно заявило о себе в 90-е годы. Независимо друг от друга в разных городах стали появляться авторские методики (Кирюшин, Первозванская, Иванченкова и др.). В настоящее время появляются учебники с музыкальными сказками, т.е. эта методика не теряет своей актуальности, наоборот, является направлением в современном сольфеджио (Лехина, мультфильмы, компьютерные музыкальные игры и т.д.)

Цель моего выступления – информировать и заинтересовать этой методикой обучения, чтобы Мифологическое сольфеджио в будущем продолжало развиваться на Забайкальской земле.

Список литературы.

  1. Л.Котова, Т.Усова «Мифологическое сольфеджио» Рукопись. 1995г.
  2. Л.Котова, Т.Усова Музыкальная сказка «Музыкальная страна. Город Интервальный» 2008г.
  3. Л.Котова Музыкальная сказка по ладам народной музыки «Чёрный кот в древней Греции» 2010г.
You are here