ЦДМШ им. Павликовской г.Чита

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Хмелева Л.И. зам. директора
ЦДМШ им. Б.Г.Павликовской,

Рачинская Л.И. преподаватель
теоретических дисциплин
ЦДМШ им. Б.Г.Павликовской.

Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников – актуальная задача преемственности традиций профессионального искусства

В последние годы в сфере дополнительного образования детей стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров для отрасли культуры, так как в связи с выходом в 1992 году Закона РФ « Об образовании» статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования сделал необязательной функцию выявления одаренных детей, их ранней профессионализации с целью подготовки к поступлению в средние учебные заведения. Это привело к отсутствие конкурсов в музыкальные училища, к проблемам притока молодых кадров в ДШИ. Намечается проблема старения педагогических кадров. Средний возраст педагогов ДМШ и ДШИ приближается к 50 годам. Учитывая то, что отрасль сама для себя готовит кадры, такое направление работы, как профессиональная ориентация сегодня является одним из самых важных.

Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда.

Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.

Проблема востребованности на рынке труда молодых педагогических кадров стоит очень остро, что решает вопрос трудоустройства выпускников средних и высших учебных заведений. Таким образом, для успешного решения задач по профориентации учащихся коллективам ДШИ необходимо:

  • помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
  • сформировать положительное отношение к своему труду.

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

  • Профессиональная информация;
  • Профессиональное воспитание;
  • Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора этой профессии, о системе учебных заведений и путях её получения, о потребностях общества в кадрах.

Так, например, в настоящее время экономическое и юридическое образование, популярное в недавнем прошлом, уже утратило свою актуальность. Часто не задумываясь о вопросе трудоустройства после получения специальности, многие выпускники вузов остаются безработными, либо работают не по своей специальности.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих музыкальных склонностей и способностей.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.

Федеральным законом №145 – Ф3 предусмотрена реализация в ДШИ Дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств, в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями, одной из основных задач которых, является «выявление одарённых детей, их подготовка к возможному продолжению образования в средних и высших учебных заведениях».

Такое выявление наиболее перспективных учащихся, их ранняя профессионализация, должна происходить уже в младших классах музыкальных школ, что даст реальную возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.

Многолетнее отсутствие единых требований к образовательному процессу ДШИ привело к частичной утрате традиционных методических связей и преемственности образовательных программ среднего учебного заведения с ДШИ. Восстановление таких связей, индивидуальная селекционная работа, начиная с младших классов, с привлечением кураторов из музыкального училища, не сразу, постепенно обязательно приведёт к увеличению профессиональноориентированных выпускников музыкальных школ.

В ЦДМШ им. Б. Г. Павликовской на протяжении многих лет проводится работа по профориентации выпускников. Это прежде всего концерты учащихся музыкального училища в школе, консультации кураторов, их беседы с родителями, работа преподавателей среднего звена в жюри школьных, городских конкурсов, пассивная и активная педагогическая практика студентов училища, видеопрезентации отделений, родительские собрания учащихся старших классов с приглашением заместителя директора, преподавателей музыкального училища. На хоровом отделении школы регулярно проводятся конкурсы по дирижированию, на которых членами жюри вместе с преподавателями являются студенты музыкального училища. Такая форма работы на практике помогает выявлению и формированию склонностей и профессиональных интересов школьников.

Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются также различные конкурсы и фестивали в разных возрастных категориях, участвуя в которых дети даже младшего возраста имеют возможность пообщаться со студентами, послушать их выступления, увидеть себя в будущей профессии. Тесной связи школы и училища способствует участие студентов в репетициях, концертах хоровых, оркестровых коллективов.

Чтобы результат профориентационной работы в ДШИ был устойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти по четырём направлениям:

  • информационная работа в школе,
  • работа с педагогами,
  • работа с родителями,
  • работа с учениками.

Информационная работа в школе.

В ДШИ, на видном месте необходимо оформить стенды, которые будут акцентировать внимание на привлекательных сторонах музыкальной деятельности или профессии.

Например, стенд «Мир моей профессии» с рубрикой «Опять на пять», «В помощь выпускнику», где ярко, наглядно будет рассказано о достижениях учащихся и преподавателей школы, интересные факты биографий музыкантов, конкурсных выступлений, дальнейшей судьбе выпускников школы, выбравших музыку своей профессией.

Можно создать отдельный стенд, который будет рассказывать о творческой жизни коллектива музыкального училища. Разместить на этом стенде адрес сайта музыкального училища, на котором учащиеся школы имели бы возможность познакомиться с работой отделений, успехами студентов на конкурсах, информацией о концертах; может быть телефон постоянного консультанта по профориентации и планированию будущей карьеры, к которому могли бы обратиться с вопросами учащиеся и родители.

Работа с педагогами школы.

Почему наша профессия потеряла привлекательность, все мы знаем. На это наложили свой отпечаток 90-е годы, с унизительным снижением материальной оценки педагогического труда, с невыплатами зарплат и т.д. Выросло целое поколение преподавателей, которые сами недооценивают привлекательность и значимость труда педагога - музыканта. Воспитывать гордость за профессию - значит менять отношение к ней, и не только у педагогов, а также у учащихся и их родителей.

Необходимо проводить педсоветы, производственные совещания с приглашением специалистов службы занятости, управления культуры, которые проанализируют рынок труда, социально – экономические условия, подчеркнут востребованность профессии педагога-музыканта.

Педагогам поможет проведение методических советов, семинаров с рассмотрением вопросов методики профориентацнонной работы, обменом опыта ее проведения, например:

  • «Теория и практика профориентационной работы»,
  • «Методика профориентационной работы по возрастным группам»,
  • «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии» и т.д..

Работа с родителями.

Было бы неверно исключить из процесса выбора профессии родителей. Кто как ни они лучше всех знают своих детей, желают им добра и максимально заинтересованы в их будущих успехах? От родителей зависит многое.

На наш взгляд необходимо:

  • организовать для родителей цикл лекций по темам «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», «Новые профессии и специальности», «Актуальные вопросы профессионального выбора», «Основные тенденции на рынке образования и труда» с участием преподавателей музыкального училища;
  • проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися;
  • организовать для родителей встречи со специалистами рынка труда и преподавателями - музыкантами.

Работа с учащимися.

  • проведение экскурсий в музыкальное училище,
  • проведение классных часов по данному направлению,
  • осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся,
  • проведение вечеров – встреч с выпускниками школы, выбравшими профессию музыканта;

Важно помнить, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

  1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от уровня способностей и успеваемости.
  3. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости.
  5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Сохранить преемственность уникальной системы непрерывного образования в области искусства возможно только благодаря совместным усилиям педагогических коллективов начального и среднего звена. Наш общий долг поднимать значимость и престиж профессии педагога – музыканта. Это путь продолжительный, на многие годы. Однако, «дорогу осилит идущий».

You are here